ул. 30 Июля, 1

Пассажирское здание станции Красноярск

На месте здания находится станция ж/д вокзала «Красноярск-главный»
Летом 1894 года началось отчуждение городской земли Красноярска в пользу Управления Средне-­Сибирской железной дороги для прокладки рельсового пути и строительства станций. Причем вместо 74 десятин, потребных для рельсового пути и сооружения станций, были заняты 274 десятины городской земли.

Кроме железнодорожных станций, Управление Средне-­Сибирской железной дороги беспошлинно возвело: железнодорожное училище, шпалопропиточный завод, железнодорожные мастерские, дома для железнодорожных служащих и другие строения.

Пассажирское здание второго класса на станции Красноярск было построено в 1895 году по проекту архитектора управления железной дороги Николая Михайловича Соловьева. Первоначально внутреннее помещение вокзала имело площадь 100 квадратных саженей, включало в себя два зала ожидания — первого и второго класса.
Железнодорожный вокзал, украшенный по случаю прибытия первого поезда в Красноярск. 6 декабря 1895
6 декабря 1895 года в Красноярск прибыл первый поезд, ознаменовав тем самым завершение строительства сплошного пути Сибирской железной дороги от Оби до Красноярска.

Вокзал к этому событию был весь разукрашен флагами, зелеными гирляндами и транспарантами с инициалами императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.

На торжественной встрече поезда начальник 7-го участка по постройке Средне-Сибирской железной дороги Николай Николаевич Салин сказал: «Сегодня знаменательный день для Красноярска, так как с этого дня он вошел в общую сеть железных дорог и непрерывным железнодорожным путем связан с Европою». После встречи поезда в здании вокзала был отслужен благодарственный молебен.

Железнодорожный вокзал в Красноярске. 1895−1898
В первые годы после постройки здание оставалось не оштукатуренным, в 1898—1899 годах внутри и снаружи здание было оштукатурено.
В 1900‑е годы здание было значительно перестроено, с южной стороны к основному объему вокзала был пристроен дополнительный корпус, увеличивший площадь вокзала более чем в два раза. На фотографии мы видим уже обновленное здание вокзала.

Проводы на Красноярском вокзале члена Государственной Думы С. А. Ермолаева. 1906. Фотограф Л. Ю. Вонаго
В конце 1950‑х годов старое здание было снесено и на его месте в 1961 году построено новое здание красноярского вокзала.
Спустя чуть более 40 лет, в 2003 году, в связи со значительным увеличением пассажиропотока вновь потребовалось перестроить здание вокзала и реконструировать привокзальную площадь.

Красноярский железнодорожный вокзал. Фото: РЖД, kras.rzd.ru
Первоначальный корпус вокзала, в 1900-е годы расширенный дополнительными пристройками.
На фотографии девочка вместе с подругой стоит на крыльце, выходящем в город. Рядом с молодыми дамами также стоят несколько служащих, включая полицейского исправника (в белом кителе).
Около здания выстроились несколько колясок и экипажей, ожидающих выхода из здания вокзала пассажиров поезда.

Читать еще: